ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ СПЕРРИ. ГИРОПОЛУКОМПАС

Бестолковый Джо удивляется, почему его самолет должен быть обо­рудован гирополукомпасом, когда он уже имеет компас. Но в отношении определения направления полета на компас можно полагаться только тогда, когда большая точность вождения самолета не имеет существенного значения, так как компас, как я указал выше, если и не всегда врет, то все же достаточно часто, чтобы причинять неудобства. Если полет совер­шается в «летную» погоду и на небольшое расстояние, вы в большинстве случаев можете положиться на свой компас; но когда приходится лететь по временам в облаках и пользоваться помощью радио, вы увидите, что вам будет гораздо легче разрешать задачи, связанные с компасом, если вы будете иметь в качестве помощника гирополукомпас.

Рис. 149. Вы, вероятно, знаете, что принцип, положенный в основу действия всех гироскопических приборов, заключается в использовании некоторых свойств вращающегося маховика (ротора) Г Этот рисунок изображает механизм гирополукомпаса Сперри, вынутый из корпуса, и не нуждается в подробных объяснениях. Нормальное положение гиро­скопа относительно его основания показано внизу слева. Ротор гироскопа вращается динамическим давлением воздуха, поступающего в корпус прибора через два сопла и действующего непосредственно на лопатки (лунки) ротора гироскопа. Применение двух сопел, а не одного имеет целью удерживать ротор гироскопа в одном и том же положении. Каждый раз, когда ротор наклоняется в сторону, как показано в нижней части рисунка, справа, лопатки ротора испытывают большее давление струи воздуха из сопла с этой стороны, и ротор возвращается в нормальное положение. [18]

image139

Рис. 149.

Рис. 150 и 151. Изображенные здесь разрезы гирополукомпаса дают вам более ясное представление об общем устройстве его механизма. Заметьте, что вращающийся ротор помещен в кардановом подвесе, что позволяет ему, одновременно с вращением вокруг своей собственной

image140

Рис. і 5 0.

 

 

image141горизонтальной оси, поворачиваться еще как вокруг вертикальной, так и вок­руг горизонтальной оси кольца подвеса. Воздух из корпуса гирополукомпа — са отсасывается самолетной вакуумпомпой, которая соединена с ним трубо­проводом. Засасываемый с большой скоростью воздух поступает в сопла че­рез фильтр, находящийся в ниж­ней части корпуса, и, ударив­шись о лопатки ротора, уходит в трубопровод вакуумпомпы.

Посредством установочной кнопки можно повернуть весь механизм, т. е. кольцо Кардана с ротором и картушкой, вок­руг вертикальной оси. Таким путем картушка гирополуком — паса может быть установлена соответственно показанию ва­шего магнитного компаса.

Пользуясь гирополукомпасом, имейте в виду, что вам время от времени придется исправлять ошибку в его показаниях — снос картушки; она не превышает 3° за 15 мин. Когда возникает эта ошибка, вы просто вос­станавливаете нормальное положение прибора посредством установочной кнопки[19]. Вы должны иметь в виду и другое свойство прибора. Если угол кабрирования, пикирования или крена превосходит 55°, горизон­тальное кольцо карданова подвеса опрокидывается, и картушка гирополу — компаса начинает быстро вращаться. Это явление также уничтожают, восстанавливая нормальное положение прибора посредством установочной кнопки.

Конечным мерилом летного искусства является уменье распознавать, когда нельзя летать.